Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.
(9) Наречение герою "счастливого имени" имеет магическое значение. В средневековом тюркском эпосе "Китаби Коркуд" имя герою обычно нарекает патриарх племени огузов, вещий певец и шаман Коркуд. О том же рассказывает Абульгази-хан в своей "Родословной туркмен" (пер. А. Туманского, Ашхабад, 1897), где Коркуд, по просьба народа, собравшегося на пир, дает новорожденному ханскому сыну "хорошее имя" (стр. 41). В мусульманском эпосе языческого шамана в этой роли заменил странствующий дервиш-дивана (юродивый): так в узбекской версии "Алпамыша", в казахской былине "Шора-батыр" и мн. др. О наречении имени у тюркских народов Средней Азии см. "Живая старина" (1911, вып. II, стр. 299 след.). - А. Диваев "К вопросу о наречении имени у киргизов ("Туркестанские ведомости", 1916,2 206).
Аллегорическое истолкование трех арабских букв имени Манаса является продуктом весьма поздней мусульманской "ученой" интерпретации.
(10) Младенческая сила будущего богатыря обычно проявляется в необузданном и буйном поведении. Особенно часто богатырский младенец бьет и калечит во время игры своих сверстников. см. "Литературные отношения Востока и Запада", стр. 159. (11) Для эпических сказаний всех народов характерен юный возраст, в котором герой впервые показывает свою силу. Стр. там же, стр. 159-160.
(12) "Кырк-чоро" - сорок дружинников Манаса. Сорок - эпическое число в фольклоре тюркских народов. см. уже в "Китаби Коркуд" ("Рассказ о Богач-Джане") - 40 джигитов Дерсе-хана, 40 джигитов его сына Богач-Джана, 40 девушек - прислужниц ханши, 40 злодеев и т. д. У Алпамыша, как и позднее у Кёроглы, 40 джигитов; жена Кёроглы, Ага-Юнус-пери, имеет 40 прислужниц-пери и т. д.
(13) Рассказ об обращении Манаса в мусульманство посланником пророка Мухаммеда, 550-летним старцем Ай-Коджо, является позднейшей мусульманской легендой, некоторые детали которой (видения ада и рая) восходят к легенде о призвании Мухаммеда. Поскольку Ай-Коджо изображается современником пророка, Орозбаков или его ближайшие учителя относили времена Манаса к XII-XIII векам (около 500 лет после Мухаммеда).
(14) Подобно другим эпическим героям, Манас владеет прославленным богатырским оружием: мечом (кылыч), копьем (найза) и ружьем (кельте - старинный вид ружья). Меч Ачал-барс ("острый булат": албарс - "булат"), ружье Ак-кельте ("белое кельте"), пика Сыр-найза ("гладкая", полированная пика) носят собственные имена. Б условиях эпохи, когда искусство обработки металла еще не получило широкого распространения, такие знаменитые мечи особо ценились. Добыча богатырского меча, как и коня, необходимого для совершения подвига, рассматривалась как сопряженная с особыми трудностями (мотив, широко распространенный и в волшебной сказке). Мусульманская религиозная легенда, превратившая Манаса в борца против "язычников", освятила и оружие героя, оттеснив более древние сказочные представления, связанные с добычей богатырского меча (см. ниже, прим.)
Соответственно этому в некоторых вариантах "Манаса" меч героя получает имя Зулпи-кор (согласно мусульманской легенде - название меча калифа Али). Таким же "освященным" оружием, подаренным ему Абдулла-каландаром из Испагани, обладает и Горголы (в туркменской версии сказания). см. "Узбекский народный героический эпос" стр. 373.